Научно-образовательный центр "Империя школ"
690017, г.Владивосток, ул.Героев Тихоокеанцев 5а
Информационнаый отдел: (423) 271-73-44
E-mail: pupils@25edu.ru
Управление по работе с муниципальными учреждениями
образования администрации города Владивостока
690091, г.Владивосток, ул. Адмирала Фокина, д.11
Приёмная: (423) 226-84-43, 253-45-41
E-mail: gorono@vlc.ru

Каждый должен стать гением

Это звучит неправдоподобно. Все знают, что гениями всегда были лишь единицы. Гении рождаются раз в столетие. И зачем нам нужны гении в таком количестве?

Согласимся, что практически всем и сразу стать гениями, например, в 2003 году не удастся. Мы это и не предлагаем. Наши пожелания скромнее: каждый ребёнок, родившийся с нормальными задатками гения, а таких детей — большинство населения Земли, может овладевать стратегиями гениев, а не стратегиями обычных бесперспективных специалистов, которых штампует современная школа, практически, во всех странах мира. Правда, есть исключения: «Школа Щетинина» и др.

Для того чтобы не потерять задатки гениальности, нужно развивать эти задатки с раннего детства. Только не перепутайте: умение читать и писать — это не стратегии гениев, умение мыслить, то есть решать проблемные задачи (естественно, проблемные для соответствующего возраста), это уже «теплее», ближе к стратегиям гениев.

Хотя гениев человечества не так много (а, может быть, это и хорошо, пока хорошо, так как предстоит меньше работы для изучения их стратегий), но они нам известны. Нам известны не только их произведения, но и во многих случаях факты их биографий и истории их исследований. О гениях размышляли другие гении, и эти размышления тоже дадут лыко в строку.

Например, Андре Моруа написал прозренческие исследования о нескольких гениях, о Бальзаке, Флеминге и др. Огромную работу проделал по выявлению стратегий гениев Роберт Дилтс, см. Robert B. Dilts  «Strategies of genius», писали о гениях Зигмунд Фрейд, Стефан Цвейг и др. Интересные обобщения о творческой работе гениев мы можем найти в трудах Г.С. Альтшуллера «Алгоритм изобретения», «Творчество как точная наука» и др.

Выявленные стратегии мы уже можем осваивать. Например, ТРИЗ — Теорию решения изобретательских задач освоили многие тысячи (а может быть и миллионы) изобретателей всего мира. Есть изложение этой теории для детей. Есть компьютерный вариант использования ТРИЗ, который получил название «Изобретающая машина», есть и другие возможности использования компьютера для творчества.

Мы хотим предостеречь читателя относительно использования компьютерной технологии (компьютерных программ и самих компьютеров), которую можно применять  для овладения стратегиями гениев. Компьютер (пока!) всего лишь удобный инструмент, способный выполнить рутинную работу, без который ни гений, ни простой специалист не обходятся и никогда не смогут обойтись. Грамотно используемый компьютер может заменить большой штат специалистов, например,  «счётчиков», иногда «расчетчиков», иногда машинисток, иногда корректоров текстов и т. д. Но компьютер (ещё раз оговариваемся: пока!) не может заменить ни одного гения. Хотя «намётки» в этом направлении уже существуют!

Можно ли назвать гениальным компьютер, обыгравший, безусловно, гениального шахматиста Гарри Каспарова? Надо понимать, что этот компьютер подготовили, возможно, также гениальные математики и программисты. А что если этот компьютер уже использует стратегии гениев, которыми может овладеть и человек? Но если человек не сможет овладеть этими стратегиями компьютера (у человека может не хватить ресурсов памяти и скорости обработки информации), который обыгрывает всех и каждого и даже чемпиона мира, то мы будем вынуждены признать, что этот компьютер обладает гениальностью, причём гениальностью более высокого ранга, чем может обладать человек. Ещё раз успокоим себя пока это возможно лишь в очень специфической и узкой области.

Но это всего лишь шахматы. Областей человеческой деятельности, требующих применения стратегий гениев неограниченное множество. И большинство этих областей не только не компьютеризировано, но и нет (пока!) никаких представлений о том, чтобы подступиться с компьютером к этим областям человеческой деятельности. Однако не подлежит сомнению, что компьютер будет «захватывать» и отвоёвывать у человека всё большее пространство деятельности, но при этом пространство  «чисто» человеческой деятельности не убывает, а, наоборот, возрастает. Поэтому несомненно, что потребуются не только гениальные компьютеры, но и гениальные люди.

Нельзя не согласиться, что количество гениев, пусть не так всемирно прославившихся, как всем известные, в третьем тысячелетии (да и в наше время) будет возрастать с ускорением. И если мы без учёта этого фактора будем по-прежнему печь из наших детей только узких специалистов (гомо фаберов), гении по-прежнему будут редкостью, хотя потребность в гениях уже превышает реальное их появление. В этом, по нашему мнению состоит одна из главных задач человечества.

Слова Эдисона «Главная задача цивилизации — научить человека мыслить» чуть-чуть устарели. Я бы добавил: «гениально мыслить».

Мозг ребёнка — это тесто для гениального мозга взрослого, а не тот же жесткий диск компьютера, куда можно просто загружать файлы неосмысленной (или недостаточно осмысленной) им информации.

Гений — это человек, добывающий новые базовые знания, изобретающий эти знания. Если человек с детства привык разрешать проблемные нестандартные задачки, даже если он не обучался никаким известным стратегиям гениев, у него вырабатывается своя стратегия, он становится гением.

Мы полагаем, что человек, сделавший с детства сотни и тысячи изобретений, обязательно выходит на уровень гения. По крайней мере некоторые его изобретения можно назвать гениальными…

Я полагаю, что новое базовое знание (изобретение) рождается всё-таки из хаоса. При какой-то неожиданной комбинации переменных рассматриваемой предметной области вдруг блеснёт молния озарения. Нужно только суметь поймать её в ловушку разума, зафиксировать в нейронной сети своего мозга и быстрее перенести её на твёрдый носитель — бумагу или жёсткий диск компьютера. «Случай бог изобретатель» по Пушкину, но «случай одаривает подготовленные умы» по Пастеру. Нужно подготовить ум, напичкать его стратегиями гениев и создать условия для проявления случая…

(из кн. Федосеева Р. Ю. «Бизнес в стиле ЭВРИКА»

28 Июль 2012, 2134 просмотра.




Информация


*Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации размещены с согласия сотрудников, родителей(законных представителей) учащихся.
Войти или зарегистрироваться

Научно-образовательный центр "Империя школ"
690017, г.Владивосток, ул.Героев Тихоокеанцев 5а
Информационнаый отдел: (423) 271-73-44, (914) 791-73-44
Технический отдел: (423) 271-73-44, (914) 791-73-44
E-mail: pupils@25edu.ru
Управление по работе с муниципальными учреждениями
образования администрации города Владивостока
690091, г.Владивосток, ул. Адмирала Фокина, д.11
Приёмная: (423) 226-84-43, 253-45-41
E-mail: gorono@vlc.ru