Научно-образовательный центр "Империя школ"
690017, г.Владивосток, ул.Героев Тихоокеанцев 5а
Информационнаый отдел: (423) 271-73-44
E-mail: pupils@25edu.ru
Управление по работе с муниципальными учреждениями
образования администрации города Владивостока
690091, г.Владивосток, ул. Адмирала Фокина, д.11
Приёмная: (423) 226-84-43, 253-45-41
E-mail: gorono@vlc.ru

Организация системы информирования родителей как инновация в школьном управлении

Морозова Вера Юрьевна, аспирант кафедры управления образованием Академии постдипломного педагогического образования, заместитель директора по школьной информационной сети ГОУ СОШ №           368, г. Санкт-Петербург.

В последние годы отмечается широкое внедрение различного рода инноваций не только в учебно-воспитательный процесс, но и в процесс управления школой. Внедрение инноваций в сферу управления, по мнению многих исследователей, предполагает не радикальные изменения, а обновление и совершенствование некоторых форм и методов управления.

Назначение инноваций заключается в создании условий для целостного развития образовательного учреждения как сложной педагогической системы. Под инновациями в управлении понимаются творчески привнесенные изменения в цели, методы и средства управленческой деятельности, обеспечивающие положительную результативную деятельность образовательного учреждения. Одним из направлений инновационной деятельности школьной администрации является разработка новых форм работы с родителями. Актуальность организации данной работы определяется рядом причин.

Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания, потому что успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Школа по-прежнему остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и педагогов.

Переход к государственно-общественному управлению в системе образования также предполагает изменение характера взаимоотношений между школой и родителями [2]. Одной из управленческих задач является формирование определенного типа взаимоотношений между школой и родителями. На разных этапах развития школы складывались различные типы взаимоотношений между образовательными учреждениями и семьями. О.Е. Лебедев выделил основные факторы, под воздействием которых складываются эти взаимоотношения [2]:

• Степень совпадения целей педагогов и родителей.
• Степень зависимости школы и семьи друг от друга.
• Уровень подготовленности родителей к самостоятельному решению проблем.
• Уровень информированности родителей по вопросам образования.
• Соотношение прав и обязанностей педагогов и родителей.
• Содержание договорных отношений между школой и родителями.
• Полномочия родительских организаций и собрания родителей.
• Степень однородности контингента родителей, его структура.

В условиях советской школы было принято считать, что у учителя есть право предъявлять ученику и его родителям требования от лица общества, точнее государства. Потребности в информации об особенностях реализуемых в школе программ у родителей не было, так как программы во всех школах были одинаковыми. Школа могла принимать решения по очень ограниченному кругу вопросов, повлиять на эти решения родители не могли, поэтому не было необходимости информировать родителей о принимаемых решениях. Сейчас ситуация постепенно меняется.

На официальном сайте Президента России в разделе «У правление президента по работе с обращениями» об участии родителей в управлении школами отмечено, что усовершенствование системы образования и успешная реализация национального проекта в образовании не возможны без их участии. Но на сегодняшний день нет механизма реального включения родителей в управление общеобразовательными учреждениями. Различные конфликтные ситуации, происходящие в школах, свидетельствуют о непрозрачности финансовой деятельности администрации образовательных учреждений, создании почвы для злоупотреблений – и в значительной части возложении на родителей бремени расходов по содержанию школ.

Выбор стратегии работы с родителями представляет собой управленческую задачу, которая решается, прежде всего, на уровне образовательного учреждения. Но необходимо понимать, что родители смогут стать полноправными партнерами школы, если будут в достаточной мере информированы по вопросам образования. Они должны понимать цели модернизации образования, знать права образовательного учреждения и механизмы ресурсного обеспечения.

Таким образом, в ситуации перемен в сфере образования резко усиливается потребность значительной части родителей в повышении уровня их информированности по вопросам развития системы образования в целом, и по вопросам деятельности конкретного образовательного учреждения. В связи с этим одной из актуальных задач, стоящих перед школьными управленцами, является организация системы эффективного информирования родителей о деятельности школы и, как следствие, системы информационной поддержки принятия решений родителями как полноправными субъектами внутришкольного управления.

Идея организации информационной поддержки (ИП) принятия решений первоначально относилась исключительно к управленческим решениям. Но в период резкого увеличения объемов перерабатываемой человеком информации эта идея распространилась и на процессы принятия решения людьми, не являющимися управленцами высшего звена.

Возможности современных технических средств могут сильно влиять на структуру и состав систем информационной поддержки решений. Ф.Х. Азизов и В.Н. Мальцев выделяют в ней следующие блоки [1]: ЭВМ и сети; информационную базу; программные средства работы с базами данных; персонал поддержки; вспомогательный и обслуживающий персонал.

Применительно к работе с родителями данная система может иметь следующий состав.

На первом месте в организации ИП родителей, безусловно, стоит использование компьютеров и компьютерных сетей. Это происходит потому, что с помощью сетей Интернет и школьных информационных сетей (ШИС) можно оперативно предоставлять родителям общественности вообще) информацию по всем направлениям деятельности школы. Но необходимо помнить, что не все семьи имеют дома персональные компьютеры с выходом в Интернет. Поэтому можно организовать работу школьных компьютерных классов (если нет компьютеров в кабинетах классных руководителей) или информационных центров (если таковой имеется в школе) так, чтобы каждый желающий родитель смог воспользоваться компьютером в отведенные для такой работы часы.

Одним из направлений работы заместителей директоров по школьным информационным сетям (или руководителей школьных информационных центров) станет создание электронных рассылок для желающих родителей о предстоящих событиях в школе и различных отчетов. Безусловно, эту работу можно организовать, если родители сообщат свой электронный адрес.

Необходимо отметить, что использование компьютеров и сетей дает дополнительные возможности для взаимодействия субъектов образовательного процесса. Но, поскольку, не все родители имеют возможность работать с персональными компьютерами, подключенными к сети Интернет, то организация только данного направления работы недостаточна.

Вторым блоком в системе информирования родителей является создание информационной базы различных документов о деятельности школы. Необходимо подчеркнуть, что эти документы должны быть представлены не только в электронном виде на сайте школы, но и в бумажном (традиционном) варианте. И находится они должны не только у администрации, но и у классных руководителей. К тиражированию таких документов необходимо привлекать самих родителей. Об информационных стендах в вестибюлях также не следует забывать.

Наполнение информационной базы различными документами для родителей в различных образовательных учреждениях индивидуальное и зависит от особенностей школы, но, в целом, можно выделить общие блоки.

Администрация школы должна представлять родителям (будущим родителям) информацию о правилах зачисления в школу; режим работы школы; школьные программы, включая программы дополнительного образования; среднюю нагрузку на ученика; образовательные результаты; план развития школы; достижения школы; информацию о партнерах; публикации о школе в СМИ; финансовые отчеты; информацию о школьной безопасности. Для родителей может быть интересна информация о профессиональном развитии учителей, различные детали образовательной программы. В школе должна быть продумана система информирования родителей о пропуске занятий учениками, а также о результативности обучения.

Немаловажную роль в функционировании данной системы играет персонал поддержки. Роль персонала поддержки в данной системе играет как администрация, так и учителя. Обязательно к этой работе надо привлекать представителей классных и школьных родительских комитетов. От их работы также будет зависеть эффективность данной системы информирования.

Еще не так давно родительские собрания имели статус совещаний при классных руководителях и школьной администрации. Сегодня технология проведения родительских собраний и их роль в управлении школой постепенно меняется. Все чаще при проведении собраний используется мультимедийная техника. Родители отмечают, что в этом они видят проявление уважения к себе со стороны школьной администрации и им интересно слушать не только цифры результативности работы школы или перечисление фактов, но и видеть видеофрагменты и фотографии различных мероприятий с участием детей. Эта наглядность дает им чувство, что школа – это живой организм.

Таким образом, современные инновационные процессы в управлении школой не могут не касаться вопросов организации новых форм работы с родителями. Одним из вариантов организации такой работы является обеспечение родителей необходимой, полной, достоверной информацией о деятельности школы путем создания системы информирования, которая позволит родителям почувствовать, что они являются полноправными субъектами образовательного процесса.

02 Декабрь 2010, 5295 просмотров.




Информация


*Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации размещены с согласия сотрудников, родителей(законных представителей) учащихся.
Войти или зарегистрироваться

Научно-образовательный центр "Империя школ"
690017, г.Владивосток, ул.Героев Тихоокеанцев 5а
Информационнаый отдел: (423) 271-73-44, (914) 791-73-44
Технический отдел: (423) 271-73-44, (914) 791-73-44
E-mail: pupils@25edu.ru
Управление по работе с муниципальными учреждениями
образования администрации города Владивостока
690091, г.Владивосток, ул. Адмирала Фокина, д.11
Приёмная: (423) 226-84-43, 253-45-41
E-mail: gorono@vlc.ru