Научно-образовательный центр "Империя школ"
690017, г.Владивосток, ул.Героев Тихоокеанцев 5а
Информационнаый отдел: (423) 271-73-44
E-mail: sait@pupils.ru
Управление по работе с муниципальными учреждениями
образования администрации города Владивостока
690091, г.Владивосток, ул. Адмирала Фокина, д.11
Приёмная: (423) 226-84-43, 253-45-41
E-mail: gorono@vlc.ru

7. Специализированные педагогико-эргономические требования к печатным средствам обучения

7.1. Состав и сфера применения

7.1.1. К печатным средствам обучения (ПСО) относят полиграфические издания, содержащие изображения и отображения предметов и явлений, систематизированные сведения научного или прикладного характера, справочные данные и задания, изложенные в форме удобной для преподавания, изучения, освоения и контроля знаний. Это: таблицы, картины, карточки, карты, рабочие тетради, портреты.

7.1.2. ПСО нужно укомплектовывать методическим руководством по использованию.

7.1.3. Текст, формулы, условные обозначения и рисунки на ПСО должны быть четко отпечатанными и легко читаться.

7.1.4. Выбор полиграфического материала должен зависеть от дидактического назначения и вида ПСО, срока и частоты его использования, способа хранения в учебном помещении.

Материалом может служить бумага, картон, тонкий прозрачный и непрозрачный пластик, тонкая прозрачная и непрозрачная полимерная пленка, а также их сочетание.

7.1.5. Бумага должна быть повышенной прочности, белого цвета без засинения и желтизны, без пятен, волосков, костры, без бликов.

7.1.6. Рекомендуют применение следующих материалов:

— для таблиц — офсетной бумаги для печати N 1 марки Б по ГОСТ 9168-80;

— для картин — офсетной, офсетной мелованной и типографской бумаги для глубокой печати;

— для сброшюрованных материалов — офсетной и офсетной мелованной бумаги;

— для карточек — бумаги повышенной прочности, полистирола и других пластиков.

7.1.7. Краски должны быть светопрочными и водопрочными, насыщенной интенсивности и при смешении точно передавать цветовые оттенки оригинала.

7.1.8. Многоцветные (в две и более красок) печатные пособия должны иметь совмещения контуров всех красок, допускаемое отклонение — не более 0,5 мм.

7.1.9. Необходимо соблюдать единый цветовой код на протяжении всей серии ПСО по данной теме. Количество цветов на ПСО, как правило, не должно быть более шести, включая черный.

7.1.10. Рекомендуют применение следующих форматов ПСО: для таблиц — 60×90 см или 70×90 см по ГОСТ 1342-78, а также соответственно склеенных указанных и половинных форматов (например, 60×90 см и 60×45 см);

— для карточек — 15×20 см и 10×15 см.

7.1.11. Для печатания текста рекомендуют применять шрифт по ГОСТ 3489.1-71 школьной гарнитуры гротесковый без насечек светлый и полужирный прямой, курсивный и наклонный с величиной кегля:

— для демонстрационных пособий — от 1,5 до 4 квадратов;

— для раздаточных пособий — от 8 до 16 пунктов.

7.1.12. Над рамкой каждого листа серии ПСО указывают: наименование серии, общее количество листов в ней, а в левом углу в верхней части каждого листа должно быть обозначение универсальной десятичной классификации (УДК).

7.1.13. На первом листе серии должен быть помещен перечень таблиц, карт и пр., входящих в серию.

7.1.14. Упаковка ПСО должна гарантировать их сохранность во время хранения на складе и транспортировки.

7.2. Требования к таблицам

7.2.1. Учебная таблица представляет собой плоскостное средство обучения, несущее научную информацию, которую должны усвоить обучающиеся согласно образовательной программе.

7.2.2. Таблица должна содержать материал, предназначенный для длительного показа или многократного к нему обращения, требующий группировки, сравнения, обобщения, показа функциональных сторон изучаемых объектов, разъясняющий действия и операции, приемы и способы их выполнения, применяемые при обучении, т. е. таблица должна содержать «экстракт» тематических и систематизированных сведений.

7.2.3. После отбора содержания научной информации таблицы необходимо выбрать эффективный способ отображения информации. Это могут быть натуральные и натурально-композиционные изображения, схемы, графики, диаграммы, слова, буквы, цифры, формулы, символы, смешанные средства изображения.

7.2.4. Объекты в таблице необходимо хорошо скомпоновать и методически правильно расположить в зависимости от восприятия отдельных участков таблицы. При этом следует учитывать, что лучше воспринимаются объекты, расположенные в левом верхнем углу, в середине верхней части таблицы (при вертикальном расположении объектов) и в левой стороне (при горизонтальном расположении объектов); хуже воспринимаются объекты, помещенные в правом нижнем углу таблицы.

7.2.5. Структура учебной таблицы должна помочь сделать ее наиболее эффективной. В связи с этим объекты надо располагать, исходя из методики подачи новой информации, т.е. от простого к сложному. Объекты, которые несут сравнительно самостоятельную, отличную от других информацию, следует графически разделить. Деление на части большого и трудно воспринимаемого учебного материала способствует его запоминанию и усвоению. В случае, если объекты (или части объекта) сходны или близки по содержанию, их можно объединить, пользуясь единой формой, цветом, размером или заключением их в рамку. При создании структуры таблицы следует четко указать взаимосвязь между такими автономными частями таблицы. При компоновке таблиц необходимо следить, чтобы объекты располагались по всему полю таблицы. Не должно быть больших пустующих пространств. Количество объектов должно быть оптимальным для таблицы, которая предъявляется учащимся на небольшую часть урока. Известно, что оптимальное число объектов в таблицах такого вида — 7±2. Если количество объектов в таблице большее, то их следует группировать по смыслу. В тех случаях, когда таблица играет роль справочной и целью является не быстрое усвоение всего содержания таблицы, а постепенное изучение отдельных ее частей, раскрытие связей и отношений между отдельными объектами и частями таблицы, количество объектов может быть значительно больше.

7.2.6. Для того, чтобы научная информация учебной таблицы легко и быстро воспринималась учащимися, целесообразно главное содержание, а также объекты (компоненты таблицы), расположенные в местах плохого восприятия, выделять наиболее эффективными средствами. Для акцентирования внимания и быстрого и качественного усвоения основного содержания таблицы наиболее эффективными являются следующие способы: а) контрастный цвет, заключенный в черную рамку; б) контрастный цвет; в) черная или цветная рамка; г) увеличение размера объекта (данные приведены в порядке убывания эффективности). Уменьшение размера одного объекта по сравнению с другими, одновременно расположенными в таблице, не является способом выделения этого объекта.

7.2.7. Учебная таблица должна легко читаться обучающимися, сидящими за последними столами. С этой целью рекомендуют подобрать нужный гротесковый шрифт без насечек. Его размеры, расположение и цвет должны строго учитывать особенности работы в кабинете среднего общеобразовательного учреждения. Наилучшим соотношением ширины букв к высоте является 2:3, толщины обводки к высоте: 1:6 для прямой контрастности и 1:10 для обратной. Не рекомендуют располагать надписи в таблицах под углом к основной оси. Наилучшим расположением надписей является горизонтальное. Расстояние между строчками текста соотносится с высотой буквы как 1:1 или 1:1,2.

7.2.8. Цветовой код таблицы должен быть целесообразно выбран и хорошо знаком как учителю, так и обучающимся. Не следует применять в таблице большое количество цветов, чтобы не создавать пестроты, которая приводит к утомлению зрения обучающихся.

7.2.8.1. Наименьшее утомление глаз вызывают желтый, желто-зеленый, зеленый и светлые ахроматические цвета.

7.2.8.2. Наиболее громоздкие неподвижные предметы (например, колоны для синтеза химических веществ, реакторы) следует окрашивать в пурпурные, фиолетовые, коричневые и оливковые цвета, т.к. они создают впечатление тяжести.

7.2.8.3. Легкие и движущиеся детали могут быть окрашены в голубые, розовые, фисташковые и желтые цвета.

7.2.8.4. Цвета ярко-красные и ярко-оранжевые являются более «напряженными“ и в большей степени привлекают внимание наблюдателя. Этими цветами следует выделять наиболее важные участки таблиц.

7.2.8.5. Не следует применять сочетание цветов, близко расположенных в спектре.

7.2.8.6. Цвета, используемые в таблице для работы на близком расстоянии, должны быть не очень насыщенными с примесью серого. В таблице, рассматриваемой с большого расстояния, необходимо использовать яркие насыщенные тона, причем система окраски должна четко разграничивать отдельные части таблицы.

7.2.8.7. Если необходимо подчеркнуть общность различных частей таблицы, то следует применять одинаковую окраску или окраску сближенных тонов. Цвета или размеры стрелок, указывающих на движение поступающих и получающихся продуктов, должны резко отличаться друг от друга. Необходимо соблюдать единый цветовой ряд на протяжении всей серии таблиц по данной теме.

7.2.8.8. Цветовой код элементов таблицы должен быть общепринятым для данных обозначений. Количество цветов должно быть минимальным, т.к. излишняя многоцветность утомляет органы зрения человека.

7.2.9. Следует учитывать следующую оценку четкости сочетаний цветов при выборе цвета надписи и цвета фона:

Цветовая комбинация Оценка четкости

1)

Черные буквы на белом фоне

очень хорошо

2)

Черные буквы на желтом фоне

хорошо

3)

Синие буквы на белом фоне

хорошо

4)

Зеленые буквы на белом фоне

хорошо

5)

Красные буквы на белом фоне

удовлетворительно

6)

Красные буквы на желтом фоне

удовлетворительно

7)

Белые буквы на черном фоне

удовлетворительно

8)

Зеленые буквы на красном фоне

плохо

9)

Оранжевые буквы на черном фоне

плохо

10}

Оранжевые буквы на белом фоне

плохо

7.2.10. Заголовок таблицы должен быть кратким и соответствовать ее содержанию.

7.2.11. Если таблицы собраны в комплект, то каждая таблица в комплекте должна иметь свое название и порядковый номер.

7.2.12. Выбор полиграфического материала должен зависеть от дидактического назначения и вида печатного пособия, срока и частоты его использования, способа хранения в учебном помещении.

Материалом может служить бумага, картон, тонкий прозрачный и непрозрачный пластик, тонкая прозрачная и непрозрачная полимерная пленка, а также их сочетание.

7.2.13. Бумага должна быть повышенной прочности, белого цвета, без засинения и желтизны, без пятен, волосков, без бликов.

7.2.14. Краски должны быть светопрочными и водопрочными, насыщенной интенсивности и при смешении точно передавать цветовые оттенки оригинала.

7.3. Требования к картинам

7.3.1. Картины (репродукции, эстампы) — это изоиздания, которые воспроизводят оригиналы искусства или фотографии с текстом или без него. Для учебных целей могут быть созданы специальные картины.

7.3.2. Картины являются демонстрационными ПСО, поэтому их элементы должны быть хорошо видны со всех мест классной комнаты.

7.3.3. Иллюстрации к литературным художественным произведениям должны знакомить учащихся с лучшими произведениями русской и зарубежной живописи, графики, наиболее точно раскрывающими авторский замысел писателя и художника.

7.3.4. Репродукции художественных картин к урокам развития речи должны обеспечивать материал для обучения разным жанрам изложений и сочинений, облегчать формирование умений и навыков связной речи, стимулировать поиск наиболее выразительных языковых средств.

7.3.5. Картины, предназначенные для изучения естественных наук — географии, биологии, химии, физики должны способствовать формированию образов изучаемых объектов, первоначальному анализу их — разделению на части, синтезу частей, связи изучаемого объекта с другими объектами и явлениями и т.д. Они должны быть освобождены от деталей, затрудняющих достижение указанного выше результата.

7.3.6. Картины по истории должны научно достоверно отображать важнейшие исторические явления и события.

7.3.7. Картины к урокам развития речи должны содержать материал для обучения учащихся разным жанрам изложения и сочинений, облегчать формирование умений и навыков связной речи, стимулировать поиск наиболее выразительных средств.

7.3.8. Для картин рекомендуется применение офсетной, офсетной мелованной и типографской бумаги для глубокой печати.

7.3.9. Демонстрационные картины размером свыше 30×40 см должны печататься на бумаге плотностью 80×120 г/ м² и наклеиваться на картон.

7.3.10. Раздаточные картины должны печататься на бумаге плотностью 160 г/ м² и выше с последующей припрессовкой полиэтиленовой пленки или покрытием лаком для увеличения срока службы.

7.3.11. Раздаточные картины должны храниться в папке, на которой напечатано наименование картин и фамилия автора.

7.4. Требования к карточкам

7.4.1. Карточки — это малоформатные листовые издания, используемые в качестве раздаточного материала и содержащие иллюстрации, рисунки, задания и указания для различных видов самостоятельных работ обучающихся (тренировочного, контрольного характера).

7.4.2. Рекомендуемый формат карточек (14×17 см) должен обеспечивать размещение рисунков и заданий. Структура карточек должна учитывать специфику данного вида дидактического материала: большая часть площади должна быть отведена рисунку, задания должны быть расположены под ним и занимать от 4 до 6 строк.

7.4.3. Сверху, снизу и сбоку должны быть оставлены поля размером 1-1,5 см, выполняющие роль рамки, придающей карточке законченную целостность. Допускается заключать рисунок в цветную рамку.

7.4.4. К серии карточек, являющихся раздаточным материалом, рекомендуется прилагать демонстрационные таблицы с изображением карточек в увеличенном виде (достаточно два-три примера в серии), которые должны помогать учителю объяснять содержание работы и способ ее выполнения.

7.4.5. Рисунки для раздаточного материала, служащие средством создания речевой ситуации, должны быть выразительны по содержанию и выполнены в реалистической или условной манере.

7.4.6. Текстовой дидактический материал (ДМ) целесообразно издавать в виде комплекта карточек, отпечатанных на плотной бумаге (160-200 г/ м²) одного формата, наиболее распространенного (140×170 мм). Подобный способ издания ДМ должен помочь учителю отобрать, скомплектовать нужный для урока материал, дополнить изданные карточки самодельными, ориентированными на конкретных обучающихся, их уровень подготовки, допущенные ими ошибки.

7.4.7. Для индивидуальной работы необходима вариативность текстов, а также вопросов и заданий; именно эта вариативность должна облегчить дифференциацию обучения. Причем задания повышенной трудности (требующие наибольшей мыслительной самостоятельности) целесообразно выделить специальным значком (звездочкой), сохранив преемственность с оформлением учебников. Четкость, однозначность формулировок вопросов и заданий обеспечивают спокойную работу учащихся, освобождают учителя от необходи-

мости дополнительно комментировать упражнения.

7.4.8. Учебные рисунки (основной вид изобразительного материала для уроков русского языка) должны давать точный комментарий к лексическому значению слова или стимулировать употребление определенных слов, синтаксических конструкций, построение связных высказываний. Наибольшим стимулирующим воздействием обладают изображения, выполненные в условно-юмористической манере.

7.4.9. Целесообразны ситуативные рисунки и фотографии: они имеют явные методические преимущества перед видовыми и предметными, позволяют расширить диапазон использования каждой карточки.

Многокрасочность рисунков, высокое полиграфическое качество их (использование офсетной печати) — условие, помогающее реализовать потенциальные возможности раздаточного изобразительного материала, обеспечивающее выполнение заданий.

7.4.10. В карточках для уроков развития речи полезны репродукции картин, причем фрагменты их, поскольку резкое уменьшение формата при фоторепродуцировании снижает четкость изображения. Разнообразие этого материала (тематику его согласуют с программой по развитию речи) — одно из требований, отвечающих принципу дифференциации, а также необходимости расширения эстетического кругозора учащихся.

7.4.11. Рисунок, фоторепродукция, фрагмент картины — основной компонент раздаточного изобразительного материала, занимающий большую часть карточки. Задания и вопросы необходимо располагать внизу: они должны занимать не более 6 строк (при использовании кегля 10).

7.4.12. Для методического аппарата в раздаточном изобразительном материале желательно использовать те же, что в учебнике, способы шрифтового выделения, т.е. употреблять шрифт иного наклона (курсив), иной насыщенности (полужирный, жирный), другого рисунка (другой гарнитуры), увеличивать расстояние между знаками в словах (печатать их вразрядку). При этом необходимо соблюдать единообразие шрифтового оформления всех заданий.

7.4.13. На каждой карточке должны быть цифровые указатели: класс, для которого предназначается раздаточный материал, номер комплекта и номер упражнения (для разграничения этих номеров полезно использовать римские и арабские цифры).

7.4.14. Общее количество карточек в комплекте должно быть не менее 36 с тем, чтобы обеспечить одновременную индивидуальную работу всех учащихся; количество брошюр, прилагаемых к грампластинкам, может быть уменьшено до 18, поскольку одной брошюры достаточно для двух учащихся, сидящих рядом.

Карточки должны комплектоваться с помощью папок; на тыльной стороне их приводят перечень всего дидактического материала и темы образовательной программы, по которой он составлен.

7.4.15. Требования к карточкам или дидактическому раздаточному материалу по иностранным языкам

7.4.15.1. В зависимости от организационных форм можно выделить три вида дидактического раздаточного материала: для индивидуальной, парной и групповой работы.

7.4.15.2. Для организации указанных форм работы может быть использован разный по содержанию материал: текстовой (языковой), изобразительный, условно-графический и сочетание их.

7.4.15.3. Способ комплектования должен определяться назначением дидактического раздаточного материала и теми организационными условиями, в которых проводится работа. Так, при индивидуальной работе со звукозаписью удобны брошюры: они помогают быстрее найти озвученный текст. В других случаях (без использования лингафонных устройств) правомерны несброшюрованные карточки.

Для парной и групповой работы целесообразны только брошюры: они облегчают организацию работы учащихся, объединенных в группы.

7.4.15.4. Дидактический раздаточный материал для индивидуальной работы может содержать рисунки, а также вопросы и задания.

7.4.15.5. Иллюстрации в карточках могут быть разными по характеру: это предметные, видовые и ситуативные рисунки. Предпочтение следует отдавать последним, поскольку их методические возможности шире. Желательны многокрасочные изображения, выполненные в реалистической или условно-юмористической манере.

В двухкрасочных (или многокрасочных) штриховых иллюстрациях следует соблюдать правильное совмещение красок.

Данные требования относятся и к рисункам, включенным в брошюры, предназначенные для парной и групповой работы.

7.4.15.6. По страноведческой тематике целесообразно использовать фотографии. Они обладают большей информативной емкостью и доступностью. Причем желательно, чтобы рисунки и фотографии по манере исполнения отражали специфику страны изучаемого языка.

7.4.15.7. Формат карточек, предназначенных для индивидуальной работы, может быть равным 0,5 листа (280×215 мм) или 0,25 листа (140×215 мм).

Карточки должны быть отпечатаны на плотной бумаге и с одной стороны.

7.4.15.8. Упражнения, ориентированные на работу с магнитофоном, могут содержать иллюстративный или текстовой материал или их сочетание. Причем изобразительный материал должен соответствовать содержанию упражнения, которое дается в звукозаписи. Удобнее, когда иллюстративный материал к одному упражнению звукового пособия размещается на одной странице (без переноса на другую).

7.4.15.9. Структура карточки для парной работы должна включать в себя следующие компоненты: 1) инструкцию; 2) задание; 3)“ключ»; 4) дополнительную опору на образец выполнения задания, схему, рисунок. Характер упражнения должен определять количество структурных компонентов в карточке.

7.4.15.10. Каждая карточка для парной работы должна состоять из двух частей. Одна из этих частей должна содержать вопросы, которые обучающийся задает партнеру, и «ключи», с помощью которых он контролирует правильность ответа; другая часть карточки может включать только инструкцию (зрительная опора для выполнения заданий не всегда обязательна).

7.4.15.11. Организационная форма работы (парная или групповая) оказывает влияние на количественный состав пособия. Так, для парной работы требуются лишь две брошюры (А и Б), для групповой — необходимо три или четыре.

Наиболее полная карточка будет в брошюре у «лидера» (при работе в группе), так как она будет содержать вопросы и ответы для остальных обучающихся.

7.4.15.12. Если карточки издают в виде брошюры, то оформление ее регулируют теми требованиями, которые предъявляют к учебникам. Так, формат карточек должен соответствовать размеру страницы учебника (143×215 мм). Текстовой материал должен распола-

гаться на листе таким образом, чтобы оставались поля: самое узкое поле — прилегающее к корешку, несколько шире — наружное, еще шире — наружное боковое, самое широкое — нижнее.

7.4.15.13. Размер шрифта по высоте должен соответствовать размеру шрифта в учебнике, причем для обучающихся младшего этапа обучения может быть равным 14, 12 н/ш, а для учащихся среднего и старшего этапов — 10 н/ш. (Н/ш — на шпонах. Шпоны — вид пробельного материала: специальные пластинки, вставляемые при наборе между строками и служащие для увеличения расстояния между строчками).

7.4.15.14. Размер шрифта (или кегля) оказывает влияние на длину строки. Так, при высоте шрифта 14, 12 длина строки (в брошюрах до 5 класса) должна быть не более 130 мм, расстояние между строк — не менее 3 мм; • при размере кегля 10 длина строки должна быть не более 113 мм (в брошюрах для 6-11 классов), расстояние между строк — не менее 2,7 мм. Большая длина строк при указанных выше размерах затрудняет работу глаза и чтение.

7.4.15.15. Для набора текстового материала должен применяться в основном шрифт прямого светлого начертания, поскольку такой шрифт легче читается. Другие шрифты могут использоваться для выделения дополнительных элементов. С этой целью может быть использован полужирный шрифт или курсив, причем для школьников младшего этапа обучения следует использовать прямой полужирный шрифт, а для среднего и старшего этапов может использоваться курсив (при одноцветной печати).

7.4.15.16. Наиболее целесообразные дополнительные цвета для выделения структурных компонентов — красный и зеленый.

7.4.15.17. Кроме цвета могут быть применены рамки и цветовой фон. Для рамок хороши яркие интенсивные тона, для фоновых плашек — неяркие, но заметные на белой бумаге. Сочетание цветов должно быть гармоничным, чтобы не создавать пестроты.

7.4.15.18. Необходимо соблюдать единообразие в шрифтовом и цветовом выделении структурных компонентов для всех классов.

7.4.15.19. Брошюры для парной или групповой работы должны содержать рисунки: предметные, ситуативные, фотопортреты выдающихся деятелей, а также фотографии достопримечательных мест.

Между текстовым и иллюстративным материалом должны быть просветы, облегчающие четкое восприятие.

7.4.15.20. Инструкции, задания должны начинаться с одного вертикального уровня; «ключи» целесообразно располагать под заданиями с небольшим отступом от вертикальной линии (оформлять как реплики в диалоге). Образец выполнения задания желательно заключать в рамку и располагать в середине листа; для слов и словосочетаний, служащих зрительной опорой при выполнении заданий, можно использовать цветовой фон.

Для простоты использования брошюры в комплекте, рассчитанном на работу в парах или группах, желательно разграничить в цвете и условно обозначить: брошюра «А», брошюра «Б». Это поможет быстрее найти нужные комплекты и включить их в учебный процесс.

7.4.15.21. Обложки брошюр целесообразно покрывать тонкой прозрачной синтетической пленкой, обеспечивающей длительность использования пособия; желательна также разная цветовая индексация для разных классов.

7.4.15.22. К дидактическому раздаточному материалу должно прилагаться методическое руководство с четким описанием организации работы обучающихся.

7.5. Требования к картам

7.5.1. Карта — это символическое изображение местности. Карты предназначены как для работы со всеми обучающимися одновременно (настенные), так и для индивидуальной работы обучающихся (атласы и настольные карты). Для упражнений и проверки знаний обучающихся используют контурные карты. По содержанию карты делят на общегеографические, исторические и специальные.

7.5.2. При создании карт следует соблюдать преемственность их по содержанию и оформлению (проекция, масштаб, условные знаки, объем материала, степень обобщения и т.д.). Содержание карт атласа должно быть согласовано с настенными картами.

7.5.3. Для облегчения зрительного восприятия береговые линии морей, озер, речной сети, абрисные линии, оконтуривающие какой-нибудь элемент содержания на тематической карте (тектоническая область, карта почв и др.), должны быть достаточно генерали-зованы и утолщены (реки).

7.5.4. Фоновая раскраска должна быть яркой, контрастной, но, в то же время, согласованной с раскраской карт, издаваемых

научными институтами (геологические, почвенные карты, карты растительности и т. д.).

7.5.5. Врезные карты, цветные рисунки (фотографии, слайды) целесообразно помещать на картах в том случае, если они дополняют основное содержание карты и хорошо читаются.

7.5.6. Частота картографической сетки на каждой серии карт должна быть одинаковой.

7.5.7. Внутренние рамки карт, особенно физических, следует разбивать на градусные деления.

7.5.8. Настенные карты следует издавать на картографической бумаге повышенной белизны и покрывать полимерной матовой пленкой, исключающей лишние блики, мешающие нормальной работе с картами.

7.5.9. Максимальный размер настенных карт не должен превышать 250×150 см.

7.5.10. Врезные карты и легенды условных знаков надо размещать в одних и тех же местах.

7.5.11. Каждую серию карт следует создавать в единой компоновке, проекции и, по возможности, близких масштабах.

7.5.12. Карты следует наклеивать на полотно или полимерную пленку, нижние и верхние края карт закреплять на планках и укомплектовывать приспособлениями для хранения карт в свернутом виде в подвешенном состоянии.

7.5.13. При создании карт следует придерживаться следующих основных проекций и масштабов, позволяющих правильно и полно показывать их содержание:

Вид карт

Назначения основных картографических проекций

Основные масштабы

Карта мира

Поликоническая проекция ЦНИИГАиК

1:20 000 000

Карта материков, полушарий

Азимутальная проекция Ламберта

1:8 000 000 1:6 000 000 1:22 000 000

Карты групп государств и отдельных государств

Коническая проекция

1:1 000 000 1:5 000 000

Карты России

Коническая проекция

1:5 000 000

Карты областей, физико-географических и крупных экономических районов РФ

Коническая проекция

1:6 000 000 1:22 000 000

Карты атономных республик, краев, областей (тема «Своя область»)

Коническая проекция

1:400 000 1:2 500 000

7.6. Требования к рабочим тетрадям

7.6.1. Рабочие тетради — это учебное пособие для индивидуальной работы учащихся одноразового или многоразового пользования.

7.6.2. Рабочие тетради должны включать вопросы и задания следующих групп:

1) на воспроизведение изученного материала,

2) для развития мыслительных операций,

3) для практического применения полученных теоретических знаний.

7.6.3. Задания в рабочей тетради должны выполняться в виде рисунков, схем, таблиц, инструкций для проведения самостоятельных лабораторных занятий. Кроме того, в тетеради должны быть помещены алгоритмы решения задач, графы для выполнения заданий учебника.

7.6.4. Для выполнения работ в тетерадях должно быть оставлено достаточное свободное место.

7.6.5. Помещенные в тетради рисунки, изображающие строение объектов, производственных циклов, должны быть комплементарны к

изображениям на учебных транспарантах аналогичного содержания.

7.6.6. Рисунки могут быть цветными или черно-белыми.

7.6.7. Тетради должны издаваться в комплекте с учебником.

7.6.8. Тетрадь для многоразового использования должна представлять собой сборник заданий, упражнений, инструкций для выполнения лабораторно-практических работ. В этом случае в обычной тетради учащиеся отвечают письменно на вопросы и задания, изложенные в учебных материалах.

7.7. Требования к портретам выдающихся деятелей

7.7.1. Портреты выдающихся деятелей — это печатные портреты или фотографии выдающихся деятелей науки, культуры и общественной жизни.

7.7.2. Портреты должны выпускаться сериями.

7.7.3. Надписи на портретах должны быть краткими и содержать фамилию, инициалы, а также даты жизни человека.

7.7.4. Портрет должен быть хорошо виден с любого рабочего места обучающихся. С этой целью необходимо использовать гротесковый шрифт без насечек.

7.7.5. Рекомендуемый размер портретов — 31×43 см.

7.7.6. Каждая серия портретов, а также единичные портреты должны укомплектовываться методическим руководством к их использованию.



Информация


*Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации размещены с согласия сотрудников, родителей(законных представителей) учащихся.
Войти или зарегистрироваться

Научно-образовательный центр "Империя школ"
690017, г.Владивосток, ул.Героев Тихоокеанцев 5а
Информационнаый отдел: (423) 271-73-44, (914) 791-73-44
Технический отдел: (423) 271-73-44, (914) 791-73-44
E-mail: sait@pupils.ru
Управление по работе с муниципальными учреждениями
образования администрации города Владивостока
690091, г.Владивосток, ул. Адмирала Фокина, д.11
Приёмная: (423) 226-84-43, 253-45-41
E-mail: gorono@vlc.ru